Технология тренировочного процесса.

Для начала я хочу изложить некоторые теоретические основы построения тренировочного процесса капуэйриста, который должен стремиться к безупречной координации движений. Или, говоря по-другому, осваивать широкий технический арсенал капуэйры: жингу, защиты, удары и т.д. Конечно, лучше это делать под руководством опытного наставника. А если такового нет? Методических пособий на русском языке тоже пока нет. В этом случае рекомендую приобрести видео пособие. Это можно сделать даже по почте. Информация есть на сайте www.aha.ru/chees. Для начала вполне подойдет учебный фильм Н. Райса и Д. Сантуса (помните «учителя» Дакаскоса из «Only the stronge»).

В начале фильма они демонстрируют общеразвивающие упражнения. Правда, я сомневаюсь, что предложенный режим работы будет под силу даже тренированному атлету. Что говорить о тех, у кого в школе тройка по физкультуре. Ничего страшного. Терпение и труд. Успех и спортивное долголетие возможны только при постепенном увеличении нагрузки.

Несомненно, уровень физической подготовки играет в капуэйре немаловажную роль. Но не решающую. Вовсе необязательно садиться в шпагат, чтобы ударить ногой в голову и прыгать на два метра в высоту, чтобы сделать сальто. Я не раз убеждался, что внешняя неповоротливость обманчива. Зацикливаться на физподготовке не стоит. Это больше необходимо для жизни, нежели для освоения капуэйры, где сами движения являются хорошим способом физического развития.

А по внешнему виду судить о мастерстве капуэйриста вообще не стоит. Мне доводилось видеть двухметровых дылд, сигающих как кузнечики. И стокилограммовых увальней, молниеносно двигающихся в игре. И щупленьких пацанов, сбивающих ловкой подсечкой гигантов. Будьте внимательны! Tamanho nao e documento (размер – еще не доказательство).

Что касается изучения самих движений, то здесь можно провести аналогию с изучением иностранного языка. Знание которого, кстати говоря, не помешает в наше время. Вы также поначалу учите отдельные движения, как иностранные слова. Потом соединяете их в стандартные комбинации и пробуете применять их в игре, как в диалоге с партнером. Вот вам и еще одна аналогия. В зависимости от ситуации диалог может носить различную эмоциональную окраску. Так и в игре – музыкальный ритм, уровень мастерства и темперамент партнеров определяют ее характер. Ангола, режионал, бенгэла, иуна, амазона и т.д. Каждому ритму соответствует своя манера игры в кругу. Но это отдельная тема. Возвратимся к тренировкам.

Замечательный Брюс Ли выделил три основных этапа освоения человеком какого-либо рода деятельности. Цитирую трактат «три стадии развития» из книги Д. Литтла «Брюс Ли. Путь воина».

«Первая стадия – стадия примитивности. Это состояние первоначального невежества, когда человек ничего не знает об искусстве единоборства. В драке он просто защищается и нападает без какой-либо мысли, что правильно, а что неправильно. Конечно, он, возможно, действует, что называется, ненаучно, но тем не менее, будучи самим собой, он гибок в своих нападениях и защите.

Вторая стадия – стадия изощренности, или механическая стадия, - начинается, когда человек приступает к тренировкам. Его учат, как правильно блокировать удары, наносить удары, работать руками, ногами, стоять, дышать. Безусловно, он приобрел теоретические знания, но, к сожалению, его первоначальное «я» и чувство свободы утеряны, его действия не происходят произвольно. Его ум обнаруживает стремление застывать во время различных движений, чтобы рассчитывать и проанализировать действия. Положение делается еще хуже: человека можно назвать «умственно связанным», он самоутверждается вне реальной действительности.

Третья стадия – стадия безыскусности, или спонтанная стадия,– наступает, когда после многих лет серьезного, тяжкого труда ученик осознает, что, в конечном счете, кунг-фу не представляет собой ничего особенного. И вместо того, чтобы попытаться обмануть свой разум, он приспосабливается к противнику, подобно воде, когда она давит на глиняную стенку сосуда. Вода протечет через малейшую трещину. Нет ничего, что нужно было бы пытаться сделать – только быть бесцельным и бесформенным, как вода. Применение всех классических приемов и стандартных стилей сведено до минимума, если вообще не отброшено; преобладает несущественность. Он больше нечем не ограничен».

Точно, и поражает противника одним взглядом. Что-то замутил Маленький Дракон относительно третьей стадии. Но, в общем, я согласен. Тем более, что обсуждать третью стадию, не пройдя второй, бессмысленно.

Допустим, что вам удалось разобраться с базовой техникой. Это не так уж сложно, тем более, если у вас есть опыт занятий каким-либо видом единоборств. Если не принимать во внимание специфических для капуэйры движений, то ничего принципиально нового вы не увидите. Только все движения надо выполнять из жизни и, закончив движение, возвращаться в жингу. Жинга – визитная карточка капуэйры и капуэйриста. Не сальто, макаку и бику дэ папагайя, а жинга. Опытный капуэйрист отличит по манере выполнения жинги представителя Ангола от представителя Режионал. Также можно определить стаж занятий и еще ряд особенностей. От стилевых до индивидуальных.

Запомните! Основа движений в капуэйре – жинга. Хорошо. С жингой вы тоже освоились. Минут по 20-30 каждый день будет вполне достаточно для начала (с учетом сохранения полной амплитуды движений). Обратите внимание, я пока ничего не говорю про акробатику. А большинство начинающих интересует, как правило, именно акробатика. Дойдем и до нее. Но если вы не освоите базовых движений капуэйры, то проку от акробатики (тем более сложной) не будет никакого. Оставим «фишки» в покое.

Что же делать дальше? Как научиться играть? Вот здесь и начинаются самые большие сложности. Терпения на парные упражнения хватает единицам. А обилие самих упражнений просто дезориентирует.

Предлагаю свой способ построения и отработки парных упражнений. Я выделил пять основных ударов ногами (голпэс): мэалуа дэ фрэнчэ (удар по дуге вовнутрь), кейщада ( удар по дуге наружу), мартэлу (удар подъемом ступни сбоку), бэнсау (толчок пяткой от себя) и мэалуа дэ кумпасу (удар пяткой с поворотом на 360 градусов и опорой на руки или руку). Все остальные удары являются производными выше перечисленных голпэс. Для защиты используются уклоны (эшкивы), приседания (кокоринья) и приседание на одну ногу с опорой на руку (негачива). Колесо (ау) и его разновидности пока оставим в покое. Кокоринья и негачива являются довольно универсальными защитами. Начинать можно с них. Один наносит голпэ, другой приседает, возвращается в жинга и контратакует. Таким образом может получиться некоторое подобие игры. В спортивных единоборствах это называется условным боем.

Перейдем к уклонам (эшкивам). Основное правило – траектория уклона должна совпадать с направлением удара. Что касается названий уклонов, то, как и названия всех других движений (за редким исключением), они отличаются в разных стилях капуэйры. Удобна терминология, принятая в европейских школах стиля Сензала. Уклон в сторону называется эшкива примэйра (первый уклон), фронтальный уклон с опорой на руку – эшкива сэгунда (второй уклон), отклон назад – эшкива тэрсэйра или кокоринья (третий уклон).

Принцип построения парных последовательностей остается неизменным. Один выполняет голпэ, второй – эшкива (по направлению голпэ) и контратакует (контрасолпэ).

Довольно утомительный, но очень эффективный способ тренировки. Таким образомвы научитесь взаимодействовать с партнером. И ваша игра будет не бессмысленным размахиванием ногами (типа дискотеки в дурдоме), а четко осознанной последовательностью защит и ударов.

Только после освоения этого этапа будет иметь смысл применение «фишек», которые вовсе необязательны, но так уж повелось. И меня не миновала чаша сия.

Однако, акробатика имеет для меня свое значение. Поговорим об этом в отдельной статье.



Назад
Вперёд
Главная
Хостинг от uCoz